Неявные это вмененные издержки по использованию ресурсов, принадлежащих самим владельцам фирмы как юридическим лицам. Эти издержки не предусмотрены контрактом, не являются обязательными платежами и остаются недополученными. К ним относятся жа]лование владельца фирмы, если он работает наряду с наемными ра]ботниками (а мог бы зарабатывать, работая на другом предприятии), и стоимость эксплуатации принадлежащих фирме зданий (при отказе фирмы от возможности сдачи в аренду своих помещений и получения соответствующей платы). Неявные издержки часто носят скрытый характер, однако их всегда необходимо учитывать при принятии эко]номических решений. Другое дело с невозвратными издержками, ко]торые обычно на виду, но их всегда игнорируют, принимая управ]ленческие решения. Невозвратные издержки (иначе их называют ут]раченная стоимость) это такие затраты, которые были сделаны в прошлом, они не могут быть изменены никакими настоящими или будущими действиями. Именно в силу своей невозместимости они и не должны влиять на решения фирмы. К этой категории расходов от]носится, например, покупка специализированного машинного обо]рудования, сконструированного по заказу предприятия, которое мож]но использовать исключительно для производства новой продукции. Оно не может быть реконструировано для применения в других це]лях, его нельзя даже реализовать по стоимости металлолома. Расходы капитала на такое оборудование, следовательно, являются невоз]вратными издержками, а вмененные издержки на альтернативное применение равны нулю. К невозвратным расходам относятся и зат]раты на НИОКР, маркетинговые исследования и др.
Явные это вмененные издержки, принимающие форму прямых денежных платежей предприятия за приобретенные ресурсы (зарпла]та рабочих, оплата сырья, топлива, энергии, транспортных услуг и т.п.). В западной практике эти издержки называют внешними.
Рассматривая альтернативные издержки с позиции предприятия, можно сказать, что они имеют явный (внешний) или неявный (внут]ренний) характер.
Таким образом, все издержки в экономике связаны с отказом от возможности производства альтернативных товаров, другими слова]ми, все издержки являются альтернативными, а поэтому обязательно должны учитываться при принятии решений в бизнесе.
Австрийский ученый Фридрих Визер, основоположник теории издержек, учитывающей принцип редкости ресурсов, сформулировал закон издержек так: «Реальная стоимость какой-либо вещи есть недополученные полезности других вещей, которые могли быть произ]ведены с помощью ресурсов, пошедших на производство данной вещи». По мнению Визера, издержки производства есть не что иное, как утраченные (в том числе потенциальные) полезности: «Тот, кто думает о «полезности», забывая об «издержках», просто думает о полезности лишь одного производства, забывая о полезности дру]гих».
С этой точки зрения, можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, это все]гда альтернативные издержки.
Действительно, в основе принятия экономических решений лежит тот фактор, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограничен]ностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов. Другими словами, произво]дитель должен иметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть ис]пользованы альтернативным образом, и, следовательно, необходимо сопоставить ожидаемые выгоды от этих альтернатив. Принимая ре]шение об использовании ресурсов в данном производстве, предпри]ниматель отказывается от производства других товаров и услуг, т.е. жертвует ценностью альтернативных возможностей.
? альтернативные (вмененные) издержки это денежные потери, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.
? таможенные пошлины на экспортные товары фирмы, если она осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
? налог на добавленную стоимость (НДС), если он начисляется сверх цены предприятия, и акцизы, если товар предприятия подак]цизный;
? нормальную предпринимательскую прибыль, которая должна служить источником финансирования капитальных вложений в ос]новные фонды и источником прироста оборотных средств, затрат на НИОКР, на социальные нужды, выплат дивидендов по акциям и от]числения налогов, уплачиваемых за счет прибыли;
? бухгалтерские издержки;
Однако для того, чтобы осуществлять свою деятельность на рын]ке, предприятие должно нести, а следовательно, учитывать при опре]делении цены предложения иные, большие по своей величине расходы, связанные с простым и расширенным воспроизводством. Эти из]держки называют предпринимательскими, и по существу они определяют цену предложения. Предпринимательские издержки вби]рают в себя:
Бухгалтерские издержки на производство и реализацию продук]ции, относимые на себестоимость продукции, формируются в соот]ветствии с Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), утвержденным Правительством Рос]сийской Федерации 5 августа 1992 г. В состав затрат входят следую]щие элементы: материальные затраты, затраты на оплату труда, от]числения на социальные нужды, амортизация основных фондов, про]чие затраты.
В практике ценообразования на предприятии в условиях рынка принято различать бухгалтерские и предпринимательские (экономи]ческие) издержки.
Предприниматель производит товары с целью получения прибы]ли, более того, он пытается максимизировать соотношение между прибылью и затратами. Однако возможности конкретного продавца в установлении цены на рынке ограничены типом рыночной систе]мы, и, кроме того, уровень цен складывается под воздействием цело]го ряда факторов. Поэтому для любого производителя главным, а иногда и единственным источником увеличения прибыли становится снижение издержек. Отсюда следует и основная цель рыночного ана]лиза затрат выявить оптимальное соотношение между издержка]ми и доходами, что является важнейшим условием выживания и бла]гополучия фирмы.
Путь: → → → Издержки на производство и реализацию продукции представля]ют собой расход всех факторов производства (основных фондов, сы]рья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов), выраженный в денежной форме. Это важнейший внутрипроизводственный пока]затель, необходимый для определения цены предложения, а также для выработки эффективной предпринимательской политики.
Виды издержек для целей ценообразования
/ Цены и ценообразование / Лекции (продолжение)
Виды издержек для целей ценообразования
Комментариев нет:
Отправить комментарий